21.01.2014 Опубликовал: Андрей Андрианов

Итоги круглого стола Предложения по совершенствованию системы подготовки научно-технических кадров в Зеленограде

18.01 в МДОО Зеленограда в продолжении краудсорсингового проекта Зеленограда состоялся круглый стол по тематике совершенствованию системы подготовки научно-технических кадров в Зеленограде.
В работе круглого стола приняли участие:

А.Андрианов, руководитель IT отдела компании "Фокус"
И. Богданов, консультант ООО "АсисСофт"
А.Зайцева, тренер по спортивному туризму
В. Кальней, юрист НОЧУ "Юридичекое бюро Тихонова"
А.Капранов, директор по развитию ООО "Терминальные Технологии"
Г. Коваль, нач. отдела ОКБ "Булат"
В.Локтев, председатель ВОИР г. Зеленоград
В.Тарасов, методист ГБОУ ДЮЦ "Орленок"
М.Родин, ведущий специалист ООО "Марком"

Круглый стол продолжался более 3-х часов.
В повестке дня было 2 вопроса:
1. "Что и Зачем"
2. "Как, кто и какими ресурсами"

По первому вопросу участниками было сказано следующее:

А.Андрианов сообщил, что идея о дополнительном образовании по специфичным для города направлениям "витает в воздухе", что нашло отражение в результатах краудсорсингового проекта, во взгляде организатора краудсорсингового проекта - Префектуры на ресурс Главконструктор и потенциально соответствует потребностям бизнеса города.

В.Кальней сообщил, что на многое из дополнительного образования уже реализовано в городе. Например: открыт Центр технической поддержки образования МИЭТ и Центр технического творчества в лицее 1557 (МЖК), поставлено оборудование по Курчатовскому проекту в школы 853 и лицей 1557, ежегодно проходит выставка "Ритм Зеленограда", конкурс “Творчество юных” уточнив, однако что все-же это не система с точки зрения Зеленограда, как целого. Также было сказано, что на предприятиях Зеленограда есть кафедры московских ВУЗов. Например, на МИКРОНЕ работает "вынесенная" кафедра МФТИ.

А. Капранов сообщил, что им давно подготовлена программа "5+", которая предусматривает создание творческих коллективов еще в средних классах школы и которые развиваясь, на выходе из ВУЗа уже становятся предприятиями, а защита по сути представляет презентацию для инвесторов, которым тут-же предлагается войти в уставной капитал стартующей компании. Данная программа предложена им руководству МИЭТ. Ответ - ожидается.

И. Богданов сообщил, что начинать нужно еще с детского сада (финский опыт), правда оговорившись, что не микроэлектроникой,
конечно (хотя почему-бы и нет, показывают же книжки с планетами, таким образом приобщая к астрономии?) а менее специфичными
вещами общего развития. Кроме того он заметил, что выпускники ВУЗов понятия не имеют о деловом совершенстве. Кроме того им был озвучен тезис об эмоциональном интеллекте, который определяет­ успех в жизни больше, чем простой интеллект.

А. Зайцева (закончила МИЭТ в 2011 году по защите информации, работает теперь тренером по туризму) рубанула "правду матку" из среды
школьников и студентов, а именно: "ничего не закрыто". Школьники не знают куда им поступать, студенты не знают, куда им устраиваться на работу после учебы. По специальности, после выпуска из МГИЭТ мало кто работает.

М. Родин сообщил "взгляд родителя", что все озвученное, которое "закрывает проблему" (т.е. Ритм и центры при МИЭТ и МЖК) это уже для определившихся, но нет мотивации и работы с родителями.

В. Локтев сообщил, что готов отобрать некоторые изобретения коллег изобретателей, которые могут быть положены в основу творческих коллективов в школах по программе А. Капранова 5+.

В. Тарасов сообщил, что региональный компонент в рамках закона об образовании, позволяет реализовывать региональные программы доп. образования.


Некоторые заслуживающие внимания примеры приведенные участниками круглого стола:

Кальней - спасение хоккейного клуба Химик в 1999 году за счет массового просеивания ребят через "хоккейные коробки" специалистами клуба. Т.е. спецы клуба пошли в народ, а не ждали, когда народ придет к ним. Предлагается использование патентованных изобретений Зеленоградских изобретателей для технического творчества школьников.

Капранов - выпускнику с высоким ЕГЭ подавшем документы в некоторый ВУЗ, позвонили из ряда других ВУЗов: ВШЭ, МФТИ и т.д. и он забрал документы и ушел в один из них. Ректор сделал выводы - теперь все деканы этого ВУЗа летом будут на работе :)

Была озвучена практика, когда преподаватели в ВУЗах высматривают способных студентов, а на 4-5 курсе информируют о них иностранные компании, которые перехватывают толковых специалистов у отечественных фирм.


Итого выводы по первому вопросу:


1. Мы мало знаем о том, какие программы дополнительного образования и подготовки кадров есть в городе.
Нет единого ресурса округа по доп. образованию, оно распределено по ресурсам разных ведомств. Поэтому на сегодняшний нет достаточной информации чтобы ответить на вопрос "Что и зачем" и для ответа на него требуются дополнительные исследования и мероприятия.

2. Нет взаимодействия между этими программами т.к. школы, предприятия, МИЭТ работают в своих нишах, по разному получают финансирование и не связаны какими-то координирующими планами и программами, включающими эти структуры в единый план развития города.

3. Существующие центры и программы (которые были озвучены – лицей №1557, школа №853. МИЭТ и т.д.) в целом не являются обучающими т.к. они предназначены для помощи тем, кто уже определился и пришел с чертежом или готовым изделием (РИТМ). Мотивирование же к научно-техническому творчеству как часть системы долгосрочной подготовки кадров - не практикуется.

4. Поскольку доп. образование рассеяно по ведомствам - нет общего мониторинга его эффективности. Например, сколько человек из РИТМа поступило в МИЭТ и другие ВУЗы.

5. Итого  именно системы доп. образования по специфичным для города направлениям и в рамке принятого на краудсорсинге видения его будущего - нет. Хорошие элементы - есть, а системы - нет. Если основываться на видении краудсорсинга: Зеленоград-наукоград,
то, такая система, конечно - нужна. Система именно как часть плана развития города в целом, если это развитие касается высоких технологий.

Поскольку по первому вопросу выявился недостаток информации для объективной оценки, ко второму вопросу было решено не переходить, а сосредоточиться на уточнении того, что имеется в городе с целью более объективного взгляда на вопрос круглого стола.

С этой целью участники круглого стола решили написать совместную статью для привлечения внимания аудитории города к проблематике и получения обратной связи. Предполагается, что это должен быть достаточно интеллектуально-насыщенный труд, создание которого может занять до месяца работы.

Теги: Зеленоград, дополнительное образование, наука, техника

Комментарии


Зеленоградский ВОИР

Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед»
Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед»
Опубликовал: Андрей Андрианов
Теги: инновации, патенты, изобретательство, салон Архимед, школьники, студенты

Что такое «Главконструктор»?

«Главный конструктор» - проект ресурса по подготовке и продвижению изобретений, на котором осуществляется: организация и проведение экспертизы (для инвесторов), формирование общественного мнения (для продвижения), подготовка социально-адаптированных решений (САР) для «включения» таких решений в планы социально-экономического развития структур и территорий (для государства).

Подробнее о проекте


Статьи

Завтра не наступит
Завтра не наступит
Опубликовал: Андрей Андрианов
Теги: энергетика, будущее, кредит, альтернативная

Школа изобретательства и инноватики

Школа изобретательства: теория и практика. Итоги.
Школа изобретательства: теория и практика. Итоги.
Опубликовал: Вячеслав Локтев
Теги: инновации, обучение, изобретательство, школьники, студенты
Консультации в Школе инноватики и изобретательства.
Консультации в Школе инноватики и изобретательства.
Опубликовал: Андрей Ильичев
Теги: инновации, изобретатели, молодежь, будущее, НТТМ

Теги