07.06.2013 Опубликовал: Андрей Ильичев

Изобретатели и руководители

История изобретательства изобилует примерами «непризнанных гениев», великих открытий, опередивших свое время, не услышанных и не использованных, открытых много лет спустя заново. Известны и другие истории – когда изобретение вещей практически бесполезных, но оригинальных, позволяло их автору получать средства к существованию, а по-настоящему важные творения того же изобретателя предавались забвению и не получали распространения. История изобретательства изобилует примерами «непризнанных гениев», великих открытий, опередивших свое время, не услышанных и не использованных, открытых много лет спустя заново. Известны и другие истории – когда изобретение вещей практически бесполезных, но оригинальных, позволяло их автору получать средства к существованию, а по-настоящему важные творения того же изобретателя предавались забвению и не получали распространения.

Не будем рассуждать о несправедливости мироустройства, а попробуем разобраться в том, каким образом изобретение становится успешным, и что стоит на пути изобретателей, ведущем к внедрению их творений. Допустим, изобретение уже совершено. Что оно представляет собой для его автора? В первую очередь, новую возможность, преодоление какой-то степени несвободы — для науки и техники, для человечества в целом, для отдельной отрасли или пусть даже небольшой прикладной сферы – все зависит от широты мысли и удачи изобретателя. Новая вещь позволяет делать то, что раньше было невозможно, и этим она представляет ценность сама по себе. Но для того, чтобы изобретение начало работать и выполнять свою миссию, необходимо принятие ряда решений, которые не входят в компетенцию изобретателя.

Для того, чтобы производить и использовать новую вещь, всегда необходимо изменение производства, вложение средств, переобучение персонала. Распоряжается всем этим некий руководитель – предположим для простоты, что он один, хотя в реальности изобретатель вынужден иметь дело не с одним человеком, а с целой гвардией начальников разного уровня. Но даже если мы возьмем идеальный случай, когда судьба изобретения зависит от решения одного руководителя, нетрудно заметить, что это решение очень сложное. Руководитель смотрит на новую вещь со своей точки зрения – он мысленно соотносит размеры затрат, на которые он вынужден будет пойти, и то, чего он добьется фактом внедрения. Даже если он полностью разделяет идею и понимает нужность и полезность изобретения, он вынужден считать ресурсы и оценивать предполагаемый результат.

Поставив себя на место руководителя, невольно начинаешь сочувствовать ему не меньше, чем изобретателю, пробивающему свое творение. Любой управленец работает в условиях дефицита всех ресурсов – и временных, и финансовых и кадровых. Кроме того, в его работе существует множество конкретных ситуаций, которые необходимо разрешать здесь и сейчас, и в интересах руководителя, каким бы прогрессивным он ни был, уменьшать количество этих сложностей, а не умножать их.

Конфликт изобретателя и руководителя происходит именно на этой разнице ситуаций – у изобретателя ситуация связана со сложностью обоснования внедрения, а у руководителя ситуации вообще не связаны с изобретением напрямую – они касаются управления предприятием, отраслью или страной. И продвижение изобретения зависит не от качеств самой новой вещи или перспектив, которые она открывает. Весь вопрос в том, какие из значимых для руководителя ситуаций упрощаются в связи с внедрением, компенсируя расходы и увеличение проблем. Нужно еще учитывать, что видение проблем и сложностей всегда субъективно – может быть, они и не столь страшны, как кажутся, но чтобы это проверить, необходимо пойти на риск.

Иногда изобретателям просто везет, и они случайно попадают в ожидания управленцев, предлагая решения именно той проблемы, которая с точки зрения руководства наиболее актуальна. Но чаще всего продвижение изобретения – это отдельная работа, требующая перевода описания новшества с инженерного языка на язык управленческих ситуаций. Эта работа в современном мире называется презентацией, и, если разобраться, многие известные изобретатели владели этой процедурой, даже когда она не была описана в культуре тогда еще не существовавшего маркетинга. Разбираться лучше на примерах гениев, поскольку на них ситуация проявляется более явно, а касается она не только великих, но и всех остальных изобретателей и рационализаторов, добивающихся продвижения своей идеи. Поэтому на нашей полосе мы предлагаем вашему вниманию ряд успешных презентаций, сделанных великими изобретателями прошлых эпох.

Не стоит забывать, что в отличие от изобретателей прошлого, мы можем пользоваться средствами презентации не по наитию, а используя опыт наших предшественников, тем более, что в наш век представление изобретения заказчику еще более актуально. К тому же нам на помощь могут прийти современные методы, позволяющие строить продвижение новшеств. Эти способы работы уже существуют в виде знаний и их можно изучить, освоить и применять на практике – не сложнее же они сопромата, в конце концов.

Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci)
Технический гений Леонардо долгое время не находил практического применения – во Флоренции, где он жил, правил Лоренцо Медичи, покровитель поэтов и философов, уделявший мало внимания развитию промышленности и торговли.
Около 1482 г. Леонардо обратился к Лодовико Моро, фактическому правителю Милана, предложив ему свои услуги инженера. Девять пунктов письма Леонардо были посвящены военным изобретениям. «Пресветлейший государь мой, — писал тридцатилетний изобретатель, — увидев и рассмотрев в достаточной мере попытки тех, кто почитает себя мастерами и конструкторами военных орудий, и найдя, что устройство и действие названных орудий ничем не отличается от общепринятого, попытаюсь я <…> светлости вашей представиться, открыв ей свои секреты…». Следует перечисление секретов: «Владею способами постройки очень легких и крепких мостов, которые можно без всякого труда, переносить и при помощи которых можно преследовать неприятеля», «а иногда и бежать от него», — предусмотрительно добавляет Леонардо. Далее он говорит о различных видах пушек-бомбард, удобных и легких, «которые кидают мелкие камни, словно буря, и наводят своим дымом великий страх на неприятеля», и о способах «по подземельям и тайным извилистым ходам пройти в назначенное место без малейшего шума». «Словом, — заключал Леонардо, — применительно к разным обстоятельствам буду я проектировать самые различные, бесчисленные средства нападения».
В эти годы Милан вел войну с Венецией, поэтому да Винчи был принят ко двору герцога и получил возможность реализовать свои замыслы.

Дрейзе из Зёммерды (Johann Nikolaus von Dreyse)
Развитие огнестрельного оружия в XIX в. подстегивалось рядом недостатков, которыми обладали тогдашние винтовки. Наиболее надежное и простое в обращении оружие заряжалось с дула, поэтому было очень сложно достичь быстрой перезарядки и, следовательно, скорострельности – заряжали при помощи шомпола. Если солдату приходилось лежать, укрываясь за каким-то препятствием, то перезарядка становилась еще сложнее – большая часть заряда стекала по стенкам при неправильном положении ствола, а заряжая «по науке» боец мог выдать себя. Кроме того, чистка тогдашней винтовки была дело долгим и неприятным.
Преимущества оружия, заряжавшегося с казенной части были очевидны всем военным, но технически это можно было реализовать на тот момент только для пистолетов – хрупкое и сложное устройство для массового вооружения обходилось слишком дорого. Решение проблемы появилось неожиданно. Вот что пишет об этом в своей статье «История винтовки» Фридрих Энгельс:
«Игольчатое ружье было изобретено гражданским лицом, г-ном Дрейзе из Зёммерды, в Пруссии. Дрейзе первоначально изобрел способ воспламенения заряда посредством иглы, мгновенно проникающей во взрывчатое вещество, помещенное в патроне, а уже в 1835 г. завершил свое изобретение, сконструировав ружье, заряжающееся с казенной части, которое снабжалось механизмом с иглой, воспламеняющей заряд. Прусское правительство сразу же купило секрет изобретения, который ему удалось сохранить для себя до 1848 г., когда это изобретение стало общеизвестным. В то же время прусское правительство решило в случае войны вооружить этим оружием всю свою пехоту и приступило к массовому производству игольчатых ружей».
Вряд ли г-н Дрейзе, экспериментируя с открытым им эффектом детонации, сразу предполагал, что его изобретение будет иметь стратегическое значение. Но его увлечение оказалось крайне востребовано в стране, второй век подряд претендующей на лучшую армию в мире.

Павел Яблочков
Изобретатель первой из электрических ламп, получившей широкое распространение для освещения улиц и помещений, Павел Николаевич Яблочков, выехал из России за границу не только затем, чтобы изучить опыт западной электротехники. Дела его Мастерской физических приборов, были полностью расстроены, несмотря на сильную команду талантливых инженеров, генерирующих смелые новаторские идеи, а опыт применения электрического освещения на правительственном поезде не принес ожидаемой поддержки и успеха.
В Париже Яблочков поступил на фирму академика Бреге, который любезно принял русского коллегу. Павел Николаевич работал над созданием дуговой лампы нового типа, и вскоре ему удалось реализовать свою идею после серии опытов. К началу весны 1876 года Яблочков завершил разработку конструкции электрической свечи и получил на неё французский патент. В том же году в Лондоне открылась выставка физических приборов, которая стала местом первого публичного показа нового источника света.
Успех свечи Яблочкова превзошёл все ожидания. Мировая печать, особенно французская, английская, немецкая, пестрела заголовками: «Вы должны видеть свечу Яблочкова»; «Северный свет, русский свет, — чудо нашего времени»; «Россия — родина электричества». В течение трех лет новое освещение вспыхнуло в Лондоне, Париже, Берлине, Вене, Риме и шагнуло дальше по всей Европе. И лишь после того, как свечи Яблочкова зажглись по ту сторону Атлантического океана и в Индии, изобретение вернулось на свою родину.
Будучи признан за рубежом, Яблочков решил перебраться в Россию, чтобы заняться проблемой распространения электрического освещения. На родине он был восторженно встречен как изобретатель-новатор, и 4 декабря 1878 года, свечи Яблочкова, 8 шаров, впервые осветили Большой театр в Петербурге.

Михаил Кошкин
История создания легендарного танка Т-34 была весьма драматичной. Заказ требовал разработки колесно-гусеничного танка с броневой защитой только от пуль крупнокалиберных пулеметов и вооружением в виде 45-мм пушки. Это был незначительный шаг вперед по сравнению с уже существующим танком БТ. Получив это задание, сотрудники КБ М. И. Кошкина, как и он сам, не одобрили такое решение, хотя открыто выступить против него не решились. Времена были тяжелые: незадолго до этого арестован и расстрелян директор завода, многие коллеги-конструкторы отправились в лагеря. И тогда в инициативном порядке, параллельно с заказанным танком, решено было разработать чисто гусеничную машину. Кошкин рассматривал ее лишь как прототип более мощного танка и сумел убедить руководство поддержать его. Испытания нового танка показали его преимущества, и дальнейшее усовершенствование машины было одобрено. Однако, каждый шаг на этом пути конструкторам приходилось преодолевать с большим трудом.
Для предъявления выпущенных на Сталинградском тракторном заводе двух опытных образцов «тридцать четверок» было решено, что машины пойдут до Москвы своим ходом. Условия пробега были тяжелые: сильные морозы, снежные заносы. Случались поломки, устранялись неисправности. Под конец отряд подошел к мосту через р. Оку около Серпухова. Оказалось, что Т-34 по своей ширине не проходит между распорами. Идти в обход по другому мосту значило терять время. Кошкин приказал снять надгусеничные крылья, тогда танки с зазором всего в 1-2 см прошли.
Зато после успешного пробега показ танков в Кремле руководителям партии и правительства получился очень эффектным. К. Е. Ворошилов залез на танк, а Малышев даже внутрь. Танк очень понравился членам Политбюро, хотя от них и не скрывали имеющиеся недоработки. 31 марта 1940 года было принято постановление о немедленной постановке Т-34 в серийное производство.

Ростислав Алексеев
История началась в далекие 1930 годы, когда ученые центрального аэродинамического института решали проблему увеличения скорости на воде. Необходимость увеличения скорости подталкивала конструкторов к самым необычным инженерным решениям. Наибольшего эффекта удалось добиться с применением на судах подводных крыльев. Их родоначальником стал советский инженер Ростислав Алексеев, одержимый идеей поставить на подводные крылья боевые катера.
Летом 1945 года Р. Е. Алексеев с коллегами спустил на воду первый катер «А-5», показавший на испытаниях скорость более 37 узлов – такой не имел тогда ни один советский боевой корабль. Но после окончания войны катер на подводных крыльях уже никого не интересовал. В 1946 году чтобы добиться признания своего детища, Алексеев отправился по Волге в Москву на опытном катере «А-5». Со стороны это могло показаться авантюрой, но только так, по мнению молодого инженера можно было заявить о себе. Бдительные «органы» арестовали нежданный катер, но через несколько дней слухи дошли до главного штаба ВМФ. На «задержанный» корабль прибыла высокая комиссия и, прокатившись, пришла в восторг. Вскоре лаборатории Р. Е. Алексеева предложили участие в разработке серийного торпедного катера на подводных крыльях. Конструкция Р. А. Алексеева совершила революцию в мировом кораблестроении – увеличилась скорость, дальность плавания и мореходность судов. Крылья стали устанавливать даже на малых противолодочных и ракетных кораблях.
Вдохновленный успехом конструктор предложил министерству гражданского флота создать серию пассажирских судов. Идея не сразу была поддержана, но Алексеев и его товарищи с энтузиазмом взялись за новое дело. В июле 1957 года в Москве открылся первый фестиваль молодежи и студентов. Надеясь удивить Запад, Хрущев дал команду Р. Е. Алексееву привезти в столицу первый в мире речной пассажирский теплоход на подводных крыльях «Ракета». Этот поход стал звездным часом горьковского конструктора. Уникально судно произвело фурор – с 60 пассажирами на борту на скорости 32 узла оно «летело» над рекой. Вдобавок это совпало с запуском первого в мире искусственного спутника Земли, «космическое» название корабля запомнилось сразу. Хрущев всерьез заинтересовался новым судном, и вскоре мечта Алексеева сбылась — правительство приняло первую программу по строительству быстроходных судов.


Статья с сайта Фактор будущего


Теги: изобретатели, изменение производства, конфликт изобретателя и руководителя, представление изобретения заказчику

Комментарии


Зеленоградский ВОИР

Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед»
Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед»
Опубликовал: Андрей Андрианов
Теги: инновации, патенты, изобретательство, салон Архимед, школьники, студенты

Что такое «Главконструктор»?

«Главный конструктор» - проект ресурса по подготовке и продвижению изобретений, на котором осуществляется: организация и проведение экспертизы (для инвесторов), формирование общественного мнения (для продвижения), подготовка социально-адаптированных решений (САР) для «включения» таких решений в планы социально-экономического развития структур и территорий (для государства).

Подробнее о проекте


Статьи

Завтра не наступит
Завтра не наступит
Опубликовал: Андрей Андрианов
Теги: энергетика, будущее, кредит, альтернативная

Школа изобретательства и инноватики

Школа изобретательства: теория и практика. Итоги.
Школа изобретательства: теория и практика. Итоги.
Опубликовал: Вячеслав Локтев
Теги: инновации, обучение, изобретательство, школьники, студенты
Консультации в Школе инноватики и изобретательства.
Консультации в Школе инноватики и изобретательства.
Опубликовал: Андрей Ильичев
Теги: инновации, изобретатели, молодежь, будущее, НТТМ

Теги