26.02.2016 Опубликовал: Андрей Андрианов

Навстречу чемпионату по футболу 2018. Решение задачи о Российском/Советском футболе

Почему во всех игровых видах спорта мы выигрывали чемпионаты и олимпийские игры, а в футболе - нет? Применим "конструкторский" подход для поиска причины и "лекарства"... Как известно в правильной постановке задачи 50% решения. Очевидно необходимо сравнить параметры (правила) футбола, как игры с параметрами (правилами) других игр и найти некоторое отличие(я), которые возможно и будут теми проблемами, о которые спотыкается отечественный футбол.

Алгоритм решения предлагается такой:
  1. Будем составлять таблицу сравнительных характеристик игр до тех пор, пока не встретим характеристику, такую что она заметно отличается по величине или факту наличия от других игр, где Россия имеет успех.
  2. После этого останавливаем построение таблицы и рассматриваем найденную характеристику по способу ее влияния на игру с целью установить - "нашли ли мы характеристику, которая действительно заметно влияет на игру или это влияние незначительно".
  3. Если устанавливаем, что отличие хоть и есть, но на игру влияет (по нашему мнению) слабо - продолжаем построение таблицы с помощью заполнения другими характеристиками.
В качестве гипотезы можно предположить, что отличие должно быть достаточно существенным по значению и характерным по сути влияния на игру т.к. за многие годы не удалось его нивелировать методом "проб и ошибок". Если-бы отличие было незначительным, метод "проб и ошибок" обязательно дал бы несколько случайно удачных результатов. В пользу этой гипотезы говорит и факт достаточно стабильного получения первого места в чемпионатах по другим игровым видам спорта. Очевидно в них данная характеристика сравнима и преодолевается явно либо не яно.

Начнем построение таблицы с измеряемых величин, которые удобно сравнивать: количество игроков, размер поля, продолжительность игры и т.д. 

Название Размер поля (м) Количество игроков Количество замен Продолжительность игры (мин) Продолжительность таймаута (мин) Тренерский таймаут (мин)
Баскетбол 28х15 5 не ограничено 40 (4х10) 19 (2+15+2) 5 (3х1+2)
Волейбол 18х9 6 30 (5х6) 
+ не ограничено для либеро*
не ограничено** ~ 90

12-19 (4*3 или 3+10+3+3) 13 (4*2*1+5*2*0,5)
Водное поло 25х20 7 не ограничено 32 (4х8) 9 (2+5+2) 4 (4х1)
Гандбол 40х20 7 не ограничено 60 (2х30) 15 2 (2х1)
Мини-футбол 40х20 5 не ограничено 40 (2х20) 10 2 (2х1)
Футбол 105х68 11 3 90 (2х45) 15 0
Хоккей с шайбой 60х30 6 не ограничено 60 (3х20) 30 (2х15) 1,5 (3х0,5)
Хоккей с мячом 100х55 11 не ограничено 90 (2х45) 20 1

* - игрок либеро не имеет права атаковать и ставить блок. В команде может быть до 2-х таких игроков. 
** - до 25 очков в 4-х партиях и при равенстве до 15 очков в 5-ой

Как видно по таблице, футбол имеет явно выраженное отличие в колонке "Количество замен". Замены производит тренер для изменения характера игры - заменяя уставшего или не подходящего в изменившейся ситуации игрока(ов). Таким образом имеем два аспекта характеристики "Замены" - замена для отдыха или замена для изменения характера игры. Замена для изменения характера игры это управляющее воздействие тренера на игру своей команды. А какие еще есть возможности у тренера управлять ходом игры? Тренер может осуществить управляющее воздействие еще 3-мя способами: во время обязательных таймаутов, взяв тренерский таймаут, пытаясь докричаться до игроков на поле. Обратим внимание на то, что футбол - единственная игра из таблицы, в которой нельзя взять тренерский таймаут.

Таким образом, на основании вышеперечисленных рассуждений, напрашивается вывод о том, что футбол наиболее сложная игра с точки зрения возможностей тренера по управлению ходом игры. Отсюда качественно уже понятен недостаток нашей футбольной сборной - неспособность команды самостоятельно перестроиться по ходу игры при изменении ситуации (рисунка игры) на поле. Во всех других играх тренер имеет гораздо больше возможностей управлять игрой команды, через замены и во время таймаутов.

Это означает, что нашей сборной к чемпионату 2018 года в первую очередь следует тренировать "самостоятельность на поле". 

Как это сделать? Если "по простому", то нужно каждые 15 минут выпускать против сборной другую команду. Каждая команда имеет свой "почерк игры". Выпуская новую команду 3 раза в течение тайма мы резко меняем рисунок игры, который сборная должна "отработать". Тренер на такой тренировке будет видеть, где проблемы в управлении: какой игрок перестроился быстро, какой медленно, какой совсем не смог, как действует капитан и т.д. Здесь важно то, что на тренировке по управлению тренер будет знать на что смотреть :) 

Если же подходить более строго, то нужно определить среднюю продолжительность сохранения рисунка игры командами за тайм в мире и использовать полученное время. Но что-то мне подсказывает, что оно будет все-же не менее 10 минут. Более быстро поменять рисунок игры в футболе - сложно ввиду того, что управление здесь осложнено не только для тренера, но и для капитана команды и игроков.

Хотя для задачи уже определена проблемная характеристика и даже определены способы её разрешения, попробуем все-же в первом приближении получить некий численный коэффициент сравнительной сложности управления игрой.

Очевидно, что сложность управления растет с:
  • A - увеличением размера (площади) игрового поля
  • B - увеличением количества игроков в команде
  • C - увеличением продолжительности игры
  • D - уменьшением продолжительности обязательных таймаутов (перерывов)
  • E - уменьшением продолжительности тренерских таймаутов
  • F - уменьшением количества замен (по отношению к численности команды)

Отсюда ясно, что пункты A-C - "условный знаменатель", а пункты D-F - "условный числитель".
Остается определить численно характеристику "не ограниченное число замен".

Характеристику "не ограниченное число замен" при более серьезном рассмотрении вопроса можно получить из статистики матчей. Поскольку такая статистика вряд ли доступна в Сети, примем, как ограничение сверху, что "не ограниченное число замен" = утроенной численности команд т.к. если три полных ротации не исправили игру, то уже наверное можно и не менять игроков и доигрывать в текущем составе :)

Тогда, коэффициент сложности управления игрой S равен

S = (E + D)/C * 1/B * 1/A * F/B

Для всех игр, кроме футбола F/B можно принять за 3 (замена 3-х составов). Для футбола F/B = 3/11 =~ 0,27.

Поскольку мы рассматриваем решение задачи в первом приближении мы пока не будем исследовать более сложные зависимости, например, скорость перемещение игрока по полю, которая позволяет ему услышав у бровки подсказку тренера - рассказать о ней всем игрокам обежав их по полю.

Несложный расчет показывает, что

 Название Баскетбол Волейбол Водное поло Гандбол Мини-футбол
Футбол Хоккей с шайбой Хоккей с мячем
Коэффициент 
сложности 
управления Ks * 10-3 
0,86 0,14
0,35
0,15
0,23
0,001
0,15
0,01

Полученные результаты одновременно говорят с одной стороны о верности вывода о качественной сложности процесса управления игрой в футболе (все-же два порядка не забить никакими допущениями), а с другой стороны о значительном несовершенстве самой формулы подсчета сложности управления игрой т.к. интуитивно понятно, что например, не может управление Мини-футболом быть лучше управления обычным футболом в 230 раз :) Очевидно, множители в произведении коэффициента сложности управления игрой нуждаются в корректировочных коэффициентах. Например, пока ниоткуда не следует, что убывание управляемости обратно пропорционально площади - верный подход. Тут надо более внимательно разбирать процесс управления в деталях. Скорее всего множители не являются независимыми при более глубоком рассмотрении и их отношения (зависимости) между собой нелинейны. Но самое главное, открытым пока остается ответ на вопрос, как интерпретировать отношения этих коэффициентов даже в группе игр с коэффициентом сложности управления одного порядка: 0,14-0,86? Что это означает "физически"? Можно ли на основании значений этих коэффициентов хотя-бы говорить о том, что, например, на процесс тренировки "самонастраиваемости команды на изменяющийся характер игры" для баскетбола (Ks = 0,86) можно тратить времени в 6 раз меньше, чем для волейбола ( Ks = 0,14)? Понятно, что ответы на все эти вопросы требуют гораздо больших усилий и времени. Поэтому, оставим их на будущее, а сейчас отметим важные практические выводы:

1. Рассмотренная выше гипотеза метода поиска отличительных характеристик может давать решения для задач, которые на первый взгляд не могут быть решены строгим рассуждением, а тем более не проффесионалами.

2. Очевидно, что как минимум процесс выбора отличающихся характеристик может быть поручен компьютерной программе, что позволяет решать более сложные практические задачи и более быстро.

3. Метод позволяет получить в первом приближении формулу для коэффициента вычисляющую характеристику, определяющую способ(ы) решения задачи.

4. Анализ и уточнение формулы расчета коэффициента может позволить уточнять саму методику и алгоритм получения отличительных характеристик.

5. Очевидно, что метод может быть описан языком математики, а это означает, что скорее всего уже существует математическая теория, которая может быть применена для данного метода. Возможно, что она уже достаточно совершенна и просто никто в нее не загружал еще задачу про отечественный футбол :)

Всем - удачи!

Теги: Россия, футбол, чемпионат, 2018

Комментарии


Зеленоградский ВОИР

Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед»
Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед»
Опубликовал: Андрей Андрианов
Теги: инновации, патенты, изобретательство, салон Архимед, школьники, студенты

Что такое «Главконструктор»?

«Главный конструктор» - проект ресурса по подготовке и продвижению изобретений, на котором осуществляется: организация и проведение экспертизы (для инвесторов), формирование общественного мнения (для продвижения), подготовка социально-адаптированных решений (САР) для «включения» таких решений в планы социально-экономического развития структур и территорий (для государства).

Подробнее о проекте


Статьи

Завтра не наступит
Завтра не наступит
Опубликовал: Андрей Андрианов
Теги: энергетика, будущее, кредит, альтернативная

Школа изобретательства и инноватики

Школа изобретательства: теория и практика. Итоги.
Школа изобретательства: теория и практика. Итоги.
Опубликовал: Вячеслав Локтев
Теги: инновации, обучение, изобретательство, школьники, студенты
Консультации в Школе инноватики и изобретательства.
Консультации в Школе инноватики и изобретательства.
Опубликовал: Андрей Ильичев
Теги: инновации, изобретатели, молодежь, будущее, НТТМ

Теги