04.02.2014 Опубликовал: Вячеслав Локтев

Школа изобретательства: теория и практика. Итоги.

В Школе изобретательства и инноватики подвели итоги Программы по гранду КОС-КОР. Впервые вопрос о создании такой школы был поставлен на совещании по развитию НТТМ в префектуре города в 2010г. как предложение зеленоградского ВОИР. За прошедший период идея обрела конкретику в виде предложений по месту и содержанию Школы в структуре НТТМ (см. рис.1). И наконец в сентябре-декабре 2013 года благодаря энтузиазму Ильичёва А.Ю., Мельникова Я.С., Соколова Д.Ю. и Локтева В.В. при поддержке Корпорации развития Зеленограда, Некоммерческого Партнёрства "Центр развития предпринимательства г.Москвы" при финансовой поддержке Комитета общественных связей Правительства города Москвы, проходили занятия в «Школе изобретательства и инноватики» на территории и при технической поддержке «Бизнес-инкубатора» г. Зеленограда.

Создание такой «Школы» определялось необходимостью устранения «разрыва» между школьно-вузовским образованием и потребностями инновационной экономики, в частности в Зеленограде. Этот «разрыв» обусловлен рядом причин, в частности:
- уходом на пенсию и из жизни носителей знаний и накопленного опыта старшего поколения;  
- оттоком молодёжи из сферы научно-технической в коммерческую и сферу услуг;
- уменьшением приёма в ВУЗы города местной молодёжи;  
- отсутствием в школьной и вузовской программе основ работы с интеллектуальной собственностью.

Результатом обучения в школе в полном объёме (см. рис.1, этапы I,II,III) должно стать получение целевой аудиторией теоретических и практических знаний и навыков самостоятельно решать изобретательские задачи, осуществлять патентный поиск, оформлять документы на получение изобретения (полезную модель), формировать бизнес-проект, в основании которого лежит изобретение.                  

В результате обучения в данной Школе представители целевой аудитории:     
      1. Приобретут знания по истории изобретательства;
      2. Познакомятся с опытом наиболее успешных изобретателей;
      3. Узнают основные принципы изобретательства;
      4. Обучатся использованию изобретательских методик в повседневной жизни;
      5. Приобретут первичные навыки патентного и информационного поиска;
      6. Обучатся современным изобретательским методикам;
      7. Обучатся подготовке заявок на простейшие изобретения;
      8. Ознакомятся с сопроводительной документацией для получения патентов;
      9. Приобретут знания о практических аспектах внедрения разработок и изобретений;
     10. Ознакомления с основными методиками бизнес-планирования при коммерциализации научно-технических разработок;  
     11. Научатся создавать измерительный стенд и выводить данные на компьютер;
     12. Научатся делать чертежи и рисунки;
     13. Желающие получат дополнительные знания:
          - по решению нетривиальных изобретательских задач и смежных с ними математических и физических задач;
          - по созданию зонтичных, маскирующих, дезориентирующих, тендерных, отчетных, адаптационнных и других специальных патентов;
          - по методикам защиты изобретений в процессе их рассмотрения.


В рамках отведённого финансирования и времени удалось реализовать частично этапы I и III. Курс, рассчитанный на школьников 6-11 классов и студентов вузов Зеленоградского АО, проводился в виде занятий: игр, уроков, семинаров, дискуссионных площадок, лекций и встреч с интересными людьми-изобретателями.

Целью первых семинаров-лекций (фото 1-7) являлось как можно большему числу школьников различных школ города дать представление об изобретательстве, как области творческой деятельности человека, связанной с изобретением (открытием) доселе неизвестного никому способа или устройства. Приводились примеры изобретений, не связанных с техническими отраслями знаний, а также акцентировалось внимание на значении изобретений в истории человечества.

Фото 1

          
Фото 2                                                                                        Фото 3

           
Фото 4                                                                                        Фото 5

Помимо собственно изобретательских семинаров проводились занятия по коммерциализации изобретений, технических решений и идей (фото 8-10). Занятия проводили Мельников Я.С. и Пьянов И., которые старались привить вкус к работе в коллективе:                                                  - исследование опыта наиболее успешных старт-ап проектов;                                                                                                                            - выступления с «историями успеха» инновационных предпринимателей;                                                                                                          - ответы на вопросы участников, наставничество (наиболее важные вопросы рекомендуем формировать заранее и передавать Оргкомитету);    - исследование инновационного потенциала молодежной среды. Планируемым результатом первых занятий стал процесс отсева незаинтересованных и не склонных к изобретательству школьников от тех, кому это интересно. Стало ясно, что более продуктивно работать с теми ребятами, кто уже принимает участие в научно-технических проектах и выставках. Было принято решение поработать с участниками ежегодно проходящей ярмарки-выставки НТТМ «Ритм», в чём нам помогла главный организатор и вдохновитель выставки Бессонова И.П. Среди студентов. аспирантов и школьников были отобраны те проекты, которые при соответствующей доработке могли претендовать стать изобретениями (Фото 6-7).

   
Фото 6                                                                                Фото 7

Самая благодатная атмосфера творчества царила на изобретательских кружках в то время, когда занятия проводились индивидуально с теми школьниками и студентами, которые были отобраны на ярмарке-выставке «РИТМ» с проектами близкими к изобретательскому уровню. Здесь у преподавателей открывалось «второе дыхание» от той отдачи, с которой работали ребята. Для многих было приятным сюрпризом, что как оказалось из обычной игрушки может при определённом подходе и под иным углом зрения получиться полезный на практике прибор. Радует творческая фантазия ребят: от фитоцентра в лечебных целей до космических аппаратов. Студенты старших курсов и аспиранты получили хороший навык, необходимый им для дальнейшей научной работы. Интересным фактом поделилась одна родительница ученика: оказалось в процессе работы над проектом ребёнок из замкнутого превращался в раскрепощённого и подвижного (Фото 8-12)


Фото 8                                                  Фото 9                                                 Фото 10

 
Фото 11                                                                            Фото 12

К сожалению, довести до конца начатое не удалось: год закончился раньше, чем были подготовлены заявки на изобретения для подачи в Федеральный Институт Промышленной Собственности (ФИПС.)


Теги: инновации, обучение, изобретательство, школьники, студенты

Комментарии


Зеленоградский ВОИР

Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед»
Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед»
Опубликовал: Андрей Андрианов
Теги: инновации, патенты, изобретательство, салон Архимед, школьники, студенты

Что такое «Главконструктор»?

«Главный конструктор» - проект ресурса по подготовке и продвижению изобретений, на котором осуществляется: организация и проведение экспертизы (для инвесторов), формирование общественного мнения (для продвижения), подготовка социально-адаптированных решений (САР) для «включения» таких решений в планы социально-экономического развития структур и территорий (для государства).

Подробнее о проекте


Статьи

Завтра не наступит
Завтра не наступит
Опубликовал: Андрей Андрианов
Теги: энергетика, будущее, кредит, альтернативная

Школа изобретательства и инноватики

Школа изобретательства: теория и практика. Итоги.
Школа изобретательства: теория и практика. Итоги.
Опубликовал: Вячеслав Локтев
Теги: инновации, обучение, изобретательство, школьники, студенты
Консультации в Школе инноватики и изобретательства.
Консультации в Школе инноватики и изобретательства.
Опубликовал: Андрей Ильичев
Теги: инновации, изобретатели, молодежь, будущее, НТТМ

Теги