04.02.2014
Опубликовал:
Вячеслав Локтев
Школа изобретательства: теория и практика. Итоги.
В Школе изобретательства и инноватики подвели итоги Программы по гранду КОС-КОР. Впервые вопрос о создании такой школы был поставлен на совещании по развитию НТТМ в префектуре города в 2010г. как предложение зеленоградского ВОИР. За прошедший период идея обрела конкретику в виде предложений по месту и содержанию Школы в структуре НТТМ (см. рис.1). И наконец в сентябре-декабре 2013 года благодаря энтузиазму Ильичёва А.Ю., Мельникова Я.С., Соколова Д.Ю. и Локтева В.В. при поддержке Корпорации развития Зеленограда, Некоммерческого Партнёрства "Центр развития предпринимательства г.Москвы" при финансовой поддержке Комитета общественных связей Правительства города Москвы, проходили занятия в «Школе изобретательства и инноватики» на территории и при технической поддержке «Бизнес-инкубатора» г. Зеленограда.
Создание такой «Школы» определялось необходимостью устранения «разрыва» между школьно-вузовским образованием и потребностями инновационной экономики, в частности в Зеленограде. Этот «разрыв» обусловлен рядом причин, в частности:
- уходом на пенсию и из жизни носителей знаний и накопленного опыта старшего поколения;
- оттоком молодёжи из сферы научно-технической в коммерческую и сферу услуг;
- уменьшением приёма в ВУЗы города местной молодёжи;
- отсутствием в школьной и вузовской программе основ работы с интеллектуальной собственностью.
Результатом обучения в школе в полном объёме (см. рис.1, этапы I,II,III) должно стать получение целевой аудиторией теоретических и практических знаний и навыков самостоятельно решать изобретательские задачи, осуществлять патентный поиск, оформлять документы на получение изобретения (полезную модель), формировать бизнес-проект, в основании которого лежит изобретение.
В результате обучения в данной Школе представители целевой аудитории:
1. Приобретут знания по истории изобретательства;
2. Познакомятся с опытом наиболее успешных изобретателей;
3. Узнают основные принципы изобретательства;
4. Обучатся использованию изобретательских методик в повседневной жизни;
5. Приобретут первичные навыки патентного и информационного поиска;
6. Обучатся современным изобретательским методикам;
7. Обучатся подготовке заявок на простейшие изобретения;
8. Ознакомятся с сопроводительной документацией для получения патентов;
9. Приобретут знания о практических аспектах внедрения разработок и изобретений;
10. Ознакомления с основными методиками бизнес-планирования при коммерциализации научно-технических разработок;
11. Научатся создавать измерительный стенд и выводить данные на компьютер;
12. Научатся делать чертежи и рисунки;
13. Желающие получат дополнительные знания:
- по решению нетривиальных изобретательских задач и смежных с ними математических и физических задач;
- по созданию зонтичных, маскирующих, дезориентирующих, тендерных, отчетных, адаптационнных и других специальных патентов;
- по методикам защиты изобретений в процессе их рассмотрения.

В рамках отведённого финансирования и времени удалось реализовать частично этапы I и III. Курс, рассчитанный на школьников 6-11 классов и студентов вузов Зеленоградского АО, проводился в виде занятий: игр, уроков, семинаров, дискуссионных площадок, лекций и встреч с интересными людьми-изобретателями.
Целью первых семинаров-лекций (фото 1-7) являлось как можно большему числу школьников различных школ города дать представление об изобретательстве, как области творческой деятельности человека, связанной с изобретением (открытием) доселе неизвестного никому способа или устройства. Приводились примеры изобретений, не связанных с техническими отраслями знаний, а также акцентировалось внимание на значении изобретений в истории человечества.
Фото 1
Фото 2 Фото 3
Фото 4 Фото 5
Помимо собственно изобретательских семинаров проводились занятия по коммерциализации изобретений, технических решений и идей (фото 8-10). Занятия проводили Мельников Я.С. и Пьянов И., которые старались привить вкус к работе в коллективе: - исследование опыта наиболее успешных старт-ап проектов; - выступления с «историями успеха» инновационных предпринимателей; - ответы на вопросы участников, наставничество (наиболее важные вопросы рекомендуем формировать заранее и передавать Оргкомитету); - исследование инновационного потенциала молодежной среды. Планируемым результатом первых занятий стал процесс отсева незаинтересованных и не склонных к изобретательству школьников от тех, кому это интересно. Стало ясно, что более продуктивно работать с теми ребятами, кто уже принимает участие в научно-технических проектах и выставках. Было принято решение поработать с участниками ежегодно проходящей ярмарки-выставки НТТМ «Ритм», в чём нам помогла главный организатор и вдохновитель выставки Бессонова И.П. Среди студентов. аспирантов и школьников были отобраны те проекты, которые при соответствующей доработке могли претендовать стать изобретениями (Фото 6-7).
Фото 6 Фото 7
Самая благодатная атмосфера творчества царила на изобретательских кружках в то время, когда занятия проводились индивидуально с теми школьниками и студентами, которые были отобраны на ярмарке-выставке «РИТМ» с проектами близкими к изобретательскому уровню. Здесь у преподавателей открывалось «второе дыхание» от той отдачи, с которой работали ребята. Для многих было приятным сюрпризом, что как оказалось из обычной игрушки может при определённом подходе и под иным углом зрения получиться полезный на практике прибор. Радует творческая фантазия ребят: от фитоцентра в лечебных целей до космических аппаратов. Студенты старших курсов и аспиранты получили хороший навык, необходимый им для дальнейшей научной работы. Интересным фактом поделилась одна родительница ученика: оказалось в процессе работы над проектом ребёнок из замкнутого превращался в раскрепощённого и подвижного (Фото 8-12)


Фото 8 Фото 9 Фото 10
Фото 11 Фото 12
К сожалению, довести до конца начатое не удалось: год закончился раньше, чем были подготовлены заявки на изобретения для подачи в Федеральный Институт Промышленной Собственности (ФИПС.)
Теги: инновации, обучение, изобретательство, школьники, студенты